АСКУЭ преподносится как панацея для председателя СНТ в решении проблем с должниками за электроэнергию. Если вкратце – так оно и есть, но при условии грамотного выбора поставщика и правильного управления системой. В общем, при соблюдении некоторых нюансов, о которых вам не расскажут производители и продавцы АСКУЭ, которые, в отличие от нас, не побывали в шкуре руководителей садоводческих хозяйств. Наш опыт и полезную информацию о системе мы изложили в материале ниже.
Аббревиатура АСКУЭ расшифровывается как «Автоматизированная система контроля и учета электроэнергии». Если по-простому, это счетчики, стоящие по одному у каждого участка, которые передают информацию в диспетчерский центр. Председатель СНТ через диспетчерский центр имеет доступ ко всем данным всех абонентов в любой момент времени через Интернет.
Чем система АСКУЭ отличается от «традиционной»? От старых добрых электромеханических однотарифных счетчиков, стоящих сейчас почти в каждом доме? От системы, которая несмотря на все недостатки, прослужила несколько десятилетий?
Василий Иванович, военный пенсионер, живет в садоводстве круглогодично и каждый месяц в урочный день исправно приносит показания счетчика. Чем серьезно облегчает жизнь председателя, благо что сам 13 лет работал на этой должности.
Юрий Никифорович и Марина Сергеевна, семья пенсионеров, также живут здесь все 12 месяцев в году, стараются давать показания вовремя, но не всегда получается: то срочная госпитализация, то старческая забывчивость. Часто бывают ошибки, но хоть пускают председателя в дом, чтобы молодыми глазами проверил, все ли верно. Разумеется, когда сами дома, а так бывает не всегда. Но даже когда чета пенсионеров у себя, все равно приходится за день-другой до даты напоминать.
Семья Овсеенко показания то «забывает», то «нет времени». Пробки у них вылетают часто, потому что постоянно идет перегруз. Платят, кстати, меньше, чем одинокий пенсионер Василий Иванович. Подозрительно? Да. Но до счетчика не допускают.
Игорь, молодой дизайнер, дом остался в наследство от бабушки. Показания сдает, когда захочет, а платит – когда может. Зимой живет в городе и, соответственно, не платит ничего. Правда, на снегу у ворот почему-то иногда появляются следы от шин.
Весь расход электроэнергии СНТ, если сложить показания, сильно меньше цифр, которые значатся в документах сбытовой компании. И в чем тут дело, председатель СНТ понимает: одни платят меньше, чем показывает счетчик; второй отапливает дом зимой, хотя якобы все время проводит в городе и на этом основании не платит; третьи, похоже, и вовсе скрутили счетчик.
Хорошо, если условные «Василии Ивановичи» вытягивают общую сумму, оплачивая комфорт и радостную жизнь недобросовестных соседей. А если нет? Долги растут, сбытовая компания угрожает судом, который явно примет ее сторону и легко доведет дело до банкротства СНТ.
Опломбированный счетчик закрепляется на столбе рядом с участком (вариант – на специальном пилоне).
Он снабжен радиомодулем, который каждые полчаса передает информацию о потреблении энергии конкретным абонентом в устройство под названием концентратор, а тот в свою очередь отправляет ее в диспетчерский центр.
Введя свой логин и пароль в специальном личном кабинете, председатель СНТ в режиме реального времени видит:
а) кто сколько электроэнергии использовал за отчетный период времени;
б) кто сколько должен заплатить.
Все просто и наглядно. Не надо ни за кем бегать, не надо ничего считать, пытаясь привести данные, которые были сданы в разные дни, к единому знаменателю.
Работа с должниками строится просто:
— при просрочке в течение определенного времени, например, месяца, вводится ограничение мощности. Ну скажем, так, чтобы потребитель мог рассчитывать на работу пары осветительных приборов;
— когда просрочка переваливает за определенный барьер, например, два месяца, у должника дома наступает полная темнота: система автоматически отключает участок от электроснабжения.
И ограничение, и отключение электроэнергии проводится исключительно дистанционно, без какой-либо необходимости посещать просрочившего оплату соседа и уж тем более проводить какие-либо манипуляции с его счетчиком.
Механизм ограничения мощности полезен и в том случае, когда в СНТ нет ни одного должника, ведь он позволяет равномерно распределять и регулировать нагрузку. А это важно в условиях обветшавших сетей и недостаточной передающей или генерирующей инфраструктуры. Благодаря этому механизму возможно:
— установить лимит мощности на конкретные линии садоводства в зависимости от количества участков;
— ограничить мощность на конкретном участке, если его владелец склонен к тому, чтобы периодически перегружать сеть включенными электроприборами и тем самым обесточивать соседей по линии.
Итак, мы показали «на пальцах», как работает автоматизированная система учета. Теперь немного обобщим и кратко систематизируем основные выгоды АСКУЭ с точки зрения председателя СНТ.
Бороться с должниками – неприятное занятие. Даже если председатель кругом прав. Как минимум, испорченные отношения, как максимум – испорченные отношения и отсутствие результата. АСКУЭ решает эту проблему: ну какие претензии к председателю по поводу отключенной электроэнергии, если свет в доме вырубила автоматика?
Таким образом, при грамотном выборе подрядчика и активном использовании системы деньги, потраченные на установку счетчиков, окупаются в течение нескольких лет за счет:
— общей экономии на тарифе;
— обнаружения и последующего исключения систематического воровства электроэнергии СНТ;
— быстрой постановке должников на путь исправления и ликвидации их долгов, в том числе за период, предшествовавший установке АСКУЭ.
За годы работы по установке и обслуживанию систем АСКУЭ, сотрудники ЦППС собрали множество емких цитат от председателей СНТ и любопытных историй, которые демонстрируют привлекательные стороны передовой системы учета.
«Раньше я за должниками бегал, а теперь на кнопку нажал – и они тут как тут с деньгами!»
«Что такое АСКУЭ? Это кнопка, которая приносит радость».
История №1.
СНТ в Ленинградской области закупило пару десятков приборов учета, потратив на это 200 тыс. рублей. Затраты окупились за три месяца. Выяснилось, что три владельца участков занижали свои показания примерно в 10 раз. Им был предъявлен счет за недоплату за три последних года. Два должника согласились компенсировать все сразу, третьего убедило судебное решение.
История №2.
СНТ в Ленинградской области уменьшило целевые сборы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях. После установки СНТ оказалось, что потери в действительности составляли 3%, а не 10%, которые были ранее накинуты на тариф.
Однако АСКУЭ вовсе не стопроцентная гарантия избавления от бед, вызванных поведением должников и изношенностью сетей. Прибор учета – всего лишь инструмент, и эффективность его применения зависит исключительно того, насколько грамотно им пользуются. К сожалению, как показывает практика, председатели СНТ, в том числе опытные, порой совершают странные и непростительные ошибки. Вот самые типичные из них:
1. Счетчики покупаются без решения правления СНТ, без оформления соответствующего протокола и навязываются членам садоводства в приказном порядке. Подобные действия влекут за собой обвинения в самоуправстве и растрате, вплоть до перспектив возбуждения уголовного дела.
2. Председатель не пользуется АСКУЭ, то есть не анализирует ее данные и не ведет работы с должниками. Следовательно, эффект от внедрения АСКУЭ равен не просто нулю, а минусу – на величину потраченных средств. Надо понимать, что само по себе наличие на столбе современного счетчика никак не мешает недобросовестному владельца участка платить за электроэнергию столько, сколько он считает нужным. Или не платить вовсе.
3. Председатель не посчитал нужным изучить работу АСКУЭ и обучить этому кого-либо из своих помощников, надеясь на то, что сам во всем разберется в ходе работы. Такой подход резко снижает эффективность применения системы и приводит к ряду серьезных ошибок.
В России работает несколько крупных производителей счетчиков АСКУЭ. При выборе поставщика следует обратить внимание на следующие моменты:
По пункту №2 (в период, в течение которого компания занимается счетчиками АСКУЭ) надо пояснить важный нюанс. Дело в том, что, несмотря на все похожесть функционала счетчиков, их «начинка», а именно компоненты могут быть совершенно разные – то есть от самых разных поставщиков. Компании-производители, которые являются новичками на этом рынке, вряд ли могут гарантировать вам бесперебойную работу своих счетчиков, и не потому, что они плохо их делают, а по той простой причине, что еще не смогли проверить всех своих поставщиков, что называется, в деле. Часто (а если уж быть точным, то почти всегда) случается так, что какой-то из компонентов выходит из строя, а с ним, соответственно, и весь счетчик. Производитель перебирает компоненты разных марок до тех пор, пока опытным путем не нащупает свой пул поставщиков, которые обеспечивают его надежными комплектующими. Накопление этого опыта, как несложно догадаться, требует времени. Так что наш добрый совет: если компания выпускает счетчики АСКУЭ меньше пяти лет – лучше возьмите ее на заметку, но сотрудничать пока что не спешите.
ООО «Центр практической помощи садоводам» проведет для Вас консультацию по внедрению АСКУЭ и управлению приборами учета электрической энергии в садоводстве.