АСКУЭ преподносится как панацея для председателя СНТ в решении проблем с должниками за электроэнергию. Если вкратце – так оно и есть, но при условии грамотного выбора поставщика и правильного управления системой. В общем, при соблюдении некоторых нюансов, о которых вам не расскажут производители и продавцы АСКУЭ, которые, в отличие от нас, не побывали в шкуре руководителей садоводческих хозяйств. Наш опыт и полезную информацию о системе мы изложили в материале ниже.

Основы АСКУЭ простыми словами

Аббревиатура АСКУЭ расшифровывается как «Автоматизированная система контроля и учета электроэнергии». Если по-простому, это счетчики, стоящие по одному у каждого участка, которые передают информацию в диспетчерский центр. Председатель СНТ через диспетчерский центр имеет доступ ко всем данным всех абонентов в любой момент времени через Интернет.

Чем система АСКУЭ отличается от «традиционной»? От старых добрых электромеханических однотарифных счетчиков, стоящих сейчас почти в каждом доме? От системы, которая несмотря на все недостатки, прослужила несколько десятилетий?

Посмотрим на типичный «пейзаж» типичного садоводческого некоммерческого партнерства

Василий Иванович, военный пенсионер, живет в садоводстве круглогодично и каждый месяц в урочный день исправно приносит показания счетчика. Чем серьезно облегчает жизнь председателя, благо что сам 13 лет работал на этой должности.

Юрий Никифорович и Марина Сергеевна, семья пенсионеров, также живут здесь все 12 месяцев в году, стараются давать показания вовремя, но не всегда получается: то срочная госпитализация, то старческая забывчивость. Часто бывают ошибки, но хоть пускают председателя в дом, чтобы молодыми глазами проверил, все ли верно. Разумеется, когда сами дома, а так бывает не всегда. Но даже когда чета пенсионеров у себя, все равно приходится за день-другой до даты напоминать.

Семья Овсеенко показания то «забывает», то «нет времени». Пробки у них вылетают часто, потому что постоянно идет перегруз. Платят, кстати, меньше, чем одинокий пенсионер Василий Иванович. Подозрительно? Да. Но до счетчика не допускают.

Игорь, молодой дизайнер, дом остался в наследство от бабушки. Показания сдает, когда захочет, а платит – когда может. Зимой живет в городе и, соответственно, не платит ничего. Правда, на снегу у ворот почему-то иногда появляются следы от шин.

Весь расход электроэнергии СНТ, если сложить показания, сильно меньше цифр, которые значатся в документах сбытовой компании. И в чем тут дело, председатель СНТ понимает: одни платят меньше, чем показывает счетчик; второй отапливает дом зимой, хотя якобы все время проводит в городе и на этом основании не платит; третьи, похоже, и вовсе скрутили счетчик.

Хорошо, если условные «Василии Ивановичи» вытягивают общую сумму, оплачивая комфорт и радостную жизнь недобросовестных соседей. А если нет? Долги растут, сбытовая компания угрожает судом, который явно примет ее сторону и легко доведет дело до банкротства СНТ.

Что делать со всем этим? Проводить разъяснительную работу? Обращаться в суд? Исключать из СНТ? Можно. Причем можно использовать все три варианта. Одно смущает: долго, дорого и, как выясняется, когда дело доходит до дела, никому особо не надо.

Теперь посмотрим, как живет СНТ, в котором полностью и частично участки охвачены АСКУЭ

Опломбированный счетчик закрепляется на столбе рядом с участком (вариант – на специальном пилоне).

Он снабжен радиомодулем, который каждые полчаса передает информацию о потреблении энергии конкретным абонентом в устройство под названием концентратор, а тот в свою очередь отправляет ее в диспетчерский центр.

Введя свой логин и пароль в специальном личном кабинете, председатель СНТ в режиме реального времени видит:

а) кто сколько электроэнергии использовал за отчетный период времени;

б) кто сколько должен заплатить.

Вот так это выглядит на экране смартфона:

Все просто и наглядно. Не надо ни за кем бегать, не надо ничего считать, пытаясь привести данные, которые были сданы в разные дни, к единому знаменателю.

Работа с должниками строится просто:

— при просрочке в течение определенного времени, например, месяца, вводится ограничение мощности. Ну скажем, так, чтобы потребитель мог рассчитывать на работу пары осветительных приборов;
— когда просрочка переваливает за определенный барьер, например, два месяца, у должника дома наступает полная темнота: система автоматически отключает участок от электроснабжения.

И ограничение, и отключение электроэнергии проводится исключительно дистанционно, без какой-либо необходимости посещать просрочившего оплату соседа и уж тем более проводить какие-либо манипуляции с его счетчиком.

Механизм ограничения мощности полезен и в том случае, когда в СНТ нет ни одного должника, ведь он позволяет равномерно распределять и регулировать нагрузку. А это важно в условиях обветшавших сетей и недостаточной передающей или генерирующей инфраструктуры. Благодаря этому механизму возможно:

— установить лимит мощности на конкретные линии садоводства в зависимости от количества участков;
— ограничить мощность на конкретном участке, если его владелец склонен к тому, чтобы периодически перегружать сеть включенными электроприборами и тем самым обесточивать соседей по линии.

Преимущества АСКУЭ

Итак, мы показали «на пальцах», как работает автоматизированная система учета. Теперь немного обобщим и кратко систематизируем основные выгоды АСКУЭ с точки зрения председателя СНТ.

1Прозрачность расхода электроэнергии и финансовых потоков
На экране компьютера (или смартфона) в режиме реального времени отражаются данные по потребленной энергии и сумма к оплате по всем абонентам, у которых стоит счетчик АСКУЭ. Подделать их невозможно: при попытке вскрыть счетчик или навести ему порчу магнитом в диспетчерском центре, условно, раздается сигнализация и на место выезжает подготовленный специалист для устранения последствий вмешательства.
2Лишние деньги за электроэнергию
Слово лишние написано без кавычек неслучайно. Квалифицированный и опытный председатель при соответствующей поддержке правления накидывает на тариф сбытовой компании стандартные 10% в виде целевых взносов на компенсацию сетевых потерь. Каков реальный объем потерь случается на пути электричества от ТЭЦ (или ГЭС) по изношенным проводам и трансформаторам, реально неизвестно – до того момента, пока все СНТ не перешло на АСКУЭ. Часто получается так, что потери в действительности меньше 10%, и разница между этими 10% и реальными процентами и превращается в те самые лишние деньги.
3Общая экономия
В подавляющем большинстве СНТ стоят однотарифные счетчики. Современные приборы АСКУЭ двухтарифные, что позволяет более четко подсчитывать настоящие расходы электричества в дневное и ночное время и, следовательно, снизить финансовые траты.
4Борьба с должниками
Нет оплаты электричества – нет самого электричества. Все просто и понятно. Воспитательный дисциплинирующий эффект часто описывается самими председателями СНТ в самых красочных экспрессивных выражениях.
5Нет воровства электричества
Как узнать, кто в СНТ ворует электроэнергию или занижает свои платежи (что, по сути, также воровство)? В первые 1-3 месяца работы счетчика АСКУЭ происходит его синхронизация со «старым» счетчиком. В этот момент идет подача показаний по старинке, и в то же время на мониторе компьютера председателя уже отражаются и новые данные. Простое сопоставление цифр от старого прибора и его нового «собрата» обычно сильно расширяет представления об уровне добропорядочности членов СНТ. А последующая разъяснительная работа на основе выписок из АСКУЭ серьезно сокращает задолженность СНТ перед энергосбытовой компаний.
6Сокращение веерных отключений
Реальный учет потребленной энергии, а также вычисление «авторов» всплесков потребление и работа с ними, в том числе ограничение, позволяет управлять мощностью таким образом, чтобы минимизировать, а то и вовсе не допускать срабатывания защитной автоматики.
7Комфорт председателя
Бесконечные обходы должников и напоминания о приближении даты подачи показаний можно забыть. Теперь для того, чтобы видеть всю энергокартину по конкретному участку и напоминать о необходимости своевременной оплаты, можно даже не знать, как зовут владельца дома.
8Безопасность
АСКУЭ позволяет председателю в считанные секунды отключить энергоснабжение конкретного участка, если, например, хозяин уехал по делам, забыв при этом отключить электроприбор.
9Прекрасные отношения с членами СНТ

Бороться с должниками – неприятное занятие. Даже если председатель кругом прав. Как минимум, испорченные отношения, как максимум – испорченные отношения и отсутствие результата. АСКУЭ решает эту проблему: ну какие претензии к председателю по поводу отключенной электроэнергии, если свет в доме вырубила автоматика?

Таким образом, при грамотном выборе подрядчика и активном использовании системы деньги, потраченные на установку счетчиков, окупаются в течение нескольких лет за счет:

— общей экономии на тарифе;
— обнаружения и последующего исключения систематического воровства электроэнергии СНТ;
— быстрой постановке должников на путь исправления и ликвидации их долгов, в том числе за период, предшествовавший установке АСКУЭ.

Выгоды АСКУЭ: слово председателю СНТ

За годы работы по установке и обслуживанию систем АСКУЭ, сотрудники ЦППС собрали множество емких цитат от председателей СНТ и любопытных историй, которые демонстрируют привлекательные стороны передовой системы учета.

«Раньше я за должниками бегал, а теперь на кнопку нажал – и они тут как тут с деньгами!»
«Что такое АСКУЭ? Это кнопка, которая приносит радость».

История №1.

СНТ в Ленинградской области закупило пару десятков приборов учета, потратив на это 200 тыс. рублей. Затраты окупились за три месяца. Выяснилось, что три владельца участков занижали свои показания примерно в 10 раз. Им был предъявлен счет за недоплату за три последних года. Два должника согласились компенсировать все сразу, третьего убедило судебное решение.

История №2.

СНТ в Ленинградской области уменьшило целевые сборы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях. После установки СНТ оказалось, что потери в действительности составляли 3%, а не 10%, которые были ранее накинуты на тариф.

Ошибки председателя СНТ при установке АСКУЭ

Однако АСКУЭ вовсе не стопроцентная гарантия избавления от бед, вызванных поведением должников и изношенностью сетей. Прибор учета – всего лишь инструмент, и эффективность его применения зависит исключительно того, насколько грамотно им пользуются. К сожалению, как показывает практика, председатели СНТ, в том числе опытные, порой совершают странные и непростительные ошибки. Вот самые типичные из них:

Как выбрать поставщика АСКУЭ?

В России работает несколько крупных производителей счетчиков АСКУЭ. При выборе поставщика следует обратить внимание на следующие моменты:

  • цена счетчика;
  • период, в течение которого компания занимается производством или установкой счетчиков АСКУЭ (не путать со временем общей работы компании на рынке!);
  • размер платы за обслуживание, если она имеется;
  • скорость установки, то есть время, которое проходит от звонка председателя СНТ в офис компании до физического подключения АСКУЭ в тестовую эксплуатацию;
  • скорость реакции на звонок, то есть время, которое проходит от обращения в компанию по поводу той или иной проблемы до приезда технического специалиста;
  • периодичность передачи данных со счетчиков на сервер компании, через который председатель СНТ может получить к ним доступ через личный кабинет;
  • удобство интерфейса личного кабинета.

По пункту №2 (в период, в течение которого компания занимается счетчиками АСКУЭ) надо пояснить важный нюанс. Дело в том, что, несмотря на все похожесть функционала счетчиков, их «начинка», а именно компоненты могут быть совершенно разные – то есть от самых разных поставщиков. Компании-производители, которые являются новичками на этом рынке, вряд ли могут гарантировать вам бесперебойную работу своих счетчиков, и не потому, что они плохо их делают, а по той простой причине, что еще не смогли проверить всех своих поставщиков, что называется, в деле. Часто (а если уж быть точным, то почти всегда) случается так, что какой-то из компонентов выходит из строя, а с ним, соответственно, и весь счетчик. Производитель перебирает компоненты разных марок до тех пор, пока опытным путем не нащупает свой пул поставщиков, которые обеспечивают его надежными комплектующими. Накопление этого опыта, как несложно догадаться, требует времени. Так что наш добрый совет: если компания выпускает счетчики АСКУЭ меньше пяти лет – лучше возьмите ее на заметку, но сотрудничать пока что не спешите.

ООО «Центр практической помощи садоводам» проведет для Вас консультацию по внедрению АСКУЭ и управлению приборами учета электрической энергии в садоводстве.

Заказать услугу